Политическое консультирование |
|||||
Оперативный простор | |||||
№ 4 - Апрель 2003 | оглавление |
Дмитрий Зеленин
заместитель председателя Госкомспорта России mailto:mail@soob.ru |
Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни – это огромный рынок. Вот почему всё больше предпринимателей начинают вкладывать деньги в их продвижение. Рост энтузиазма связан c приходом на руководящие должности менеджеров, способных убеждать правительство в необходимости реформ и строить эффективные связи с инвесторами. Об этой работе рассказал в интервью журналу «Со-Общение» заместитель председателя Госкомспорта России Дмитрий Зеленин.
— Дмитрий Вадимович, насколько активно используются технологии развития общественных связей в сфере спорта?
— Технологии РОС (развития общественных связей) в спорте почти не используются. Важно признать, что в течение последних 10 лет спорт вообще находился в «загоне». И то, что он выжил в нашей стране и наши спортсмены до сих пор показывают хорошие результаты, – это, на мой взгляд, заслуга тренеров и учителей физкультуры, которым удалось на прежних методиках вырастить большое количество талантливых спортсменов. Эти специалисты, невзирая ни на что, продвигают и пропагандируют спорт в своих городах, клубах и школах. Но нужно понимать: их усилий сейчас недостаточно. Мы находимся в критической ситуации, когда необходима кардинальная трансформация всей отрасли.
Среди свидетельств позитивных перемен важно отметить программу «Расти со спортом», разработанную Госкомспортом и направленную на продвижение идеи здорового образа жизни.
Перед нами стоит задача вновь в полной мере осознать важность именно социального измерения спортивной проблематики, понять, как, развивая спорт, мы можем помогать излечению острых и масштабных общественных недугов, таких, например, как наркомания или алкоголизм. Таким образом, на повестке дня стоит вопрос о привлечении к физической культуре и спорту всё большего числа людей.
Но в то же время важно понимать: спорт и здоровый образ жизни – это одновременно и товар, и услуга, верное представление о которых требует тщательного и методичного внедрения в сознание людей, поэтапного формирования у них потребности в этом продукте.
Да, уже сегодня среди представителей среднего класса весьма популярен фитнес. Но это все еще дорогое удовольствие. А ведь и люди с более скромным достатком не только готовы, но и хотят заниматься спортом. Мы должны им помочь. Мы к этому стремимся. И полагаю, сможем это сделать.
— Привлекаются ли консалтинговые, рекламные или PR-агентства для продвижения тех или иных программ в этой области?
— Для создания концепции и идеологической базы нашей работы агентства не привлекаются. Идеология остается за Госкомспортом.
Но мы хорошо понимаем: рынок PR и рекламных услуг в нашей стране уже достаточно хорошо развит: профессиональные технологии PR и рекламы широко используются и в бизнесе, и в культуре. Поэтому, очевидно, в скором времени необходимо будет привлекать специальные агентства для разработки масштабных рекламных и PR-кампаний.
Уже сейчас мы пользуемся услугами агентств для производства и размещения рекламы и намерены развивать и расширять это сотрудничество.
— Чем, по-вашему, привлекателен спорт для спонсоров и инвесторов? Какова роль Госкомспорта в формировании отношений инвесторов и спортивных организаций?
— Спонсорство — это осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах или брендах. Такой вклад признается платой за рекламу. Однако важно подчеркнуть, что при этом спонсор не вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого. Спонсорство – это своего рода соревнование брендов.
Инвестиции же — это вложение средств с целью извлечения прибыли из объекта, в который они вкладываются. При этом инвестор может контролировать и управлять проектом. Это спортивные объекты, спортивная промышленность и так далее.
Говоря об инвестициях, мы имеем в виду заинтересованность компаний в развитии спорта, с последующим извлечением прибыли. Спонсорство же – это в первую очередь вложение средств в имидж компании, в ее репутацию. Это инвестиции в бренд, в свою продукцию и так далее. Но осуществляются они в виде спонсорства.
Большинство проектов, которые сейчас реализуются компаниями (строительство открытых баскетбольных площадок, открытых роллердромов и пр.), – это чаще всего не инвестиции в спорт, а работа по программе «Социальная ответственность бизнеса».
Например, компания Procter and Gamble реализует свою продукцию на территории России, но P&G – это представитель иностранного бизнеса, поэтому, для того чтобы удержать лояльность российских потребителей и укрепить свою репутацию, она, как и многие другие компании, участвует в этой федеральной программе.
Причем часто такого рода инициатива исходит не от государства, а от самих компаний. И это понятно: они получают возможность очень неплохо зарекомендовать себя в качестве компаний, наделенных социальной ответственностью. Причем речь идет о получении репутации национального масштаба.
Нечто подобное делают многие российские компании (например, «ЮКОС», «Норильский никель», Лукойл, Газпром, РУСАЛ и ряд других) в регионах, где расположено их производство.
Что касается инвестиций, то здесь идет вложение средств в спортивные клубы, в команды, в строительство и реконструкцию спортивных сооружений (футбольных полей, катков, фитнес-клубов, горнолыжных комплексов и так далее). Пока деньги идут в основном из городских бюджетов: очень активно инвестируют в спорт Москва, Московская область, Саратов, Ростов.
Часть спортивных объектов, которые строятся, прежде всего, в регионах, идут не только по линии массового спорта, но и по линии спорта высших достижений. Одна из задач Госкомспорта – уточнение специфики каждого региона в том или ином виде спорта, исходя из истории, традиций, спортивных достижений. Но это касается исключительно спорта высших достижений, в котором самое главное – результат спортсмена, команд, выступающих на чемпионатах мира и Олимпийских играх.
Что касается массового спорта, то мы стараемся развивать все направления, интересные молодежи и всем, кто стремится заниматься спортом.
Оба указанных направления – и массовый спорт, и спорт высших достижений – остаются для нас приоритетными.
Развитие массового спорта невозможно без активного участия субъектов Федерации, без акций национального масштаба. Одним из таких ярких событий станет проведение Первой спартакиады учащихся России.
Кстати, уже сама по себе спартакиада является мощнейшей PR-акцией по вовлечению в спорт детей и юношества. Мы надеемся, что это увлекательное и захватывающее зрелище подарит радость и чувство сопричастности десяткам тысяч людей. Станет импульсом развития физкультуры и спорта, поможет им снова стать массовыми и привлекательными для предпринимателей.
— Насколько активно администрация президента участвует в развитии спорта? Проводятся ли специальные консультации?
— При президенте существуют несколько консультационных органов – советов, один из которых занимается непосредственно спортом. Можно сказать, что на данном этапе он работает наиболее активно. В нем собраны люди, очень авторитетные в своей профессиональной области: представители Совета Федерации, правительства, спортивных федераций, губернаторы.
— Можем ли мы называть президента Владимира Путина «лучшим другом российских спортсменов»?
— Президент сам является спортсменом. Он отлично понимает важность нашей работы. Скажу прямо: без него не было бы ни спартакиады, ни президентских стипендий для спортсменов-олимпийцев, ни соревнований, проходящих под патронажем президента, ни самого совета по спорту. И я уверен, что, следуя примеру президента, большая часть чиновников могла бы более активно демонстрировать приверженность спорту, пропагандируя тем самым здоровый образ жизни и подавая пример молодому поколению.
— Какие существуют государственные программы по поддержанию (финансированию) и развитию российского спорта?
— Существует календарь соревнований по спорту высших достижений, финансирование которых осуществляется Госкомспортом.
Мы стремимся к максимальной открытости. В результате спонсоры видят, что деньги, вложенные в наши проекты, вложены разумно. Ведь это средства акционеров, и они должны быть потрачены максимально эффективно и выгодно для компании.
И компании-спонсоры, и PR-агентства, и Госкомспорт могут успешно координировать свою работу, с тем, чтобы ресурсы вкладывались в наиболее перспективные направления в спорте, а участники проектов получали от этих вложений максимальный эффект.
— Каковы особенности информационной политики государства в области освещения спортивных событий? Почему достижения российских спортсменов часто остаются в тени и не освещаются СМИ?
— Здесь нужно говорить не о чьей-то вине, а об общей беде. Слишком многие люди в нашей стране утратили веру в победу. Они не ждут успехов. И не только в конкретных видах спорта, а вообще. А СМИ (и в первую очередь телеканалы) пока не заинтересованы в том, чтобы прививать им чувство гордости за достижения российских спортсменов. Они разучились это делать.
Второй аспект – это нехватка информации о предстоящих соревнованиях. К сожалению, у нас пока отсутствует такое понятие, как график спортивных событий для СМИ, который был бы грамотно разрекламирован и широко доступен.
Сегодня Госкомспорт работает над созданием управления спортивной информации, задача которого будет заключаться в устранении огрехов в информационной области.
Необходимость пропаганды здорового образа жизни очевидна, об этом свидетельствует возросшее внимание президента и правительства нашей страны к проблемам спорта и физического воспитания. Госкомспорт, в свою очередь, делает свою работу: мы развиваем это направление, стремимся сделать нацию здоровой, энергичной, сильной, радостной.
Интервью провела Катерина Медведева
оглавление |
Со-общение № 4 - Апрель 2003 |