Другие статьи и рефераты

Стратегия продвижения периодического издания

о связях с общественностью (PR)

 

Расхожее выражение «сапожник без сапог» хорошо применимо к тем  специализированным деловым периодическим изданиям о PR, которые существуют сегодня на российском рынке печати. То, что эти издания публикуют на своих страницах статьи и интервью ведущих профессионалов в области развития общественных связей (далее РОС), маркетинге, рекламе и других видах коммуникационного менеджмента, еще не означает, что их собственная репутация, имидж и позиция в рейтинге популярности достойна звания «авторитетной». Для того чтобы профессиональный журнал о каком-либо направлении бизнеса действительно стал авторитетным источником информации, для того, чтобы его название было узнаваемым, а редакционный состав – уважаемым, сотрудникам редакции, и в первую очередь управляющим, стоит задуматься о применении методов и инструментов маркетинга, рекламы и PR, о которых зачастую рассказывается на страницах этих изданий.

 

 Формирование общей стратегии развития издания

Рассуждая о стратегии продвижения периодического издания, можно сказать, что о его пути нужно задуматься намного раньше, чем  из печати выйдет первый долгожданный номер. Но практика показывает, что к технологиям коммуникационного менеджмента в редакциях начинают обращаться только тогда, когда падает число подписчиков.

Стратегия продвижения любого печатного издания – это совокупность проектов, продукты которых направлены на привлечение внимания к изданию, на подержание лояльности у постоянных читателей, на повышение узнаваемости и  авторитета издания.

Реализация этих проектов возможна при существовании нескольких ключевых аспектов: наличия хорошо проработанной концепции издания, создания четкого портрета читательской аудитории и формирования информационного направления, следуя которому сотрудники редакции будут создавать содержание (контент) издания, служба маркетинга и рекламы подготавливать информационные и рекламные продукты, служба распространения будет формировать программы доставки печатной продукции.

На начальном этапе создания средства массовой информации очень важно понимать, что в зависимости от направления издания определяется его целевая аудитория. Без понимания того, кому направлены сообщения в издании, можно не начинать работу по его созданию. В первую очередь важно определить – кто ваш читатель. Исходя из этого, формируется миссия издания – что мы хотим этому читателю рассказать. Затем разрабатывается концепция продвижения издания, которая отвечает сразу на несколько вопросов: что наш читатель должен узнать об издании и как нам ему донести эту информацию.

Рассуждая о стратегии продвижения специализированного издания о PR, важно обратить внимание на его место в типологической системе средств массовой информации.

Говоря о  типологии печатного периодического издания о PR, вполне уместно отнести этот вид прессы к разряду деловой. Для доказательства своего мнения воспользуюсь фрагментом статьи одного из авторов книги «Деловая пресса России: настоящее и будущее» [2]:

«Деловая пресса рассчитана на вполне конкретную аудиторию. Ее цель – формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности предпринимателей, пропаганда идей и принципов рыночной экономики, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа отечественного бизнесмена, широкое информирование читателей о мире бизнеса[3]. Это прежде всего качественные издания для элитных групп, корпоративные и ведомственные издания, популярные издания для широкого читателя, отраслевые аналитические издания.

Резюмируя вышеизложенное, можно дать следующее определение периодического печатного издания о PR, следуя мнению, что по типологизации оно относится к разряду деловой прессы, итак:

периодическое печатное издание о PR (о сфере развития общественных связей, о коммуникационном менеджменте) – это деловое отраслевое издание, освещающее вопросы и проблемы сферы РОС,  целями которого является распространение делового опыта, расширение делового кругозора специалистов РОС и всех заинтересованных в этой области читателей, формирование идеологии бизнеса, создание положительного образа специалистов,  работающих в этой сфере.

Выбор маркетинговой концепции

При создании любой стратегии необходимо, во-первых, видеть перед собой четкую цель – конечный продукт, который должен получиться в ходе реализации этой стратегии и в ходе следования всем элементам маркетинговой концепции. Во-вторых, важно ясно представлять, в какие сроки будет реализована эта стратегия, для того, чтобы координировать работу сотрудников разных подразделений редакции, иметь возможность соотносить внешние (за пределами редакции) и внутренние (в масштабах редакции) события.

Для создания более четкого представления о формах маркетинговых концепций и системе планирования обратимся к работе  известного ученого в области издательского маркетинга Н.Эриашвили.

     В книге «Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга» Н.Эриашвили рассматривает несколько маркетинговых концепций, применимых в области книжного бизнеса. В своей книге он пишет: 

«Тактика маркетинга связана с краткосрочными оперативными решениями, поиском и реализацией путей развития рынка, поддерживания на нем устойчивой конъюнктуры. Стратегия охватывает среднесрочные и долгосрочные цели, ввиду чего стратегические решения опираются на систему определенных признаков, где первостепенное значение придается поведению потребителя.

С этой точки зрения издательский маркетинг и стратегию продвижения в нем издания  можно рассматривать как комплексную деятельность по выявлению потребностей потенциальных покупателей печатной продукции и их удовлетворению, как гибкое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры с целью достижения прибыли[4].

-

Определение понятия «продвижение»

Исходя из выбранонй концепции развития издания редакция выбирает наиболее подходящие пути к потенциальной аудитории. На информационном рынке в постоянной конкурентной борьбе
газеты и журналы решают важнейшие вопросы, связанные с их
существованием. Рынок периодических изданий – это полноценный, динамичный рынок, с жесткой системой конкуренции. Руководителям средств массовой информации ежедневно, а иногда и ежечасно приходиться решать важные вопросы, связанные с существованием, развитием и продвижением их изданий. Именно в таких условиях: в борьбе за читателей, рекламодателей, за ньюсмейкеров -  проявляются все возможности про-
движения издания, раскрывается его значение. Учитывая  все особенности информационного рынка, его тенденции, становится понятно, что
каждому изданию необходимо иметь свою специфику, схему  промоушн (продви-
жения
), чтобы выйти на информационный рынок и прочно укрепить
там свои позиции.

В своей статье «Промоушн периодического издания на информационном рынке Ю.Коханова пишет: "Промоушн" в переводе с английскою языка -
значит "продвижение". В самом широком значении это слово означает "путь, пройденный изданием на информационном рынке"[5].

 Вот еще несколько любопытных определеный термина «продвижение»:

1. «Продвигать означает "делать что-либо известным и создавать об этом хорошее мнение. В коммерческой деятельности это означает "посылать вовне что-либо, что будет приводить к отклику людей в виде личных визитов или в виде письменных заказов или ответов, в результате чего им (или кому-то ещё с их помощью) будут предоставлены услуги или проданы товары, что принесет пользу этим людям и благоприятно отразиться на платёжеспособности организации»[6].

2.«Продвижение - это любая форма информирования потребителей о ваших товарах, услугах и деятельности вашей фирмы»[7].

Исходя из данных определений можно обозначить основные функции продвижения (с учетом понимания того, что периодическое издание это товар:

· создание образа престижности фирмы, ее продукции и услуг;

· формирование образа инновационности для фирмы и ее продукции;

· информирование о характеристиках товара;

· обоснование цены товара;

· внедрение в сознание потребителей отличительных черт товара;

· информирование о месте приобретения товаров и услуг;

· информирование о распродажах;

· создание благоприятной информации о фирме в сравнение с конкурентами[8].

Для того, чтобы сузить проблему и рассмотреть вопрос продвижения с точки зрения маркетинга средств массовой информации, обратимся к определению, данному Терри Элмором в словае языка средств массовой информации США:

 «Продвижение – это методы и приемы, предназначенные для привлечения и удержания слушателей, зрителей, читателей и т.д. к одному из органов СМИ,  путем демонстрации отличия и преимущества данной станции или печатного органа над конкурентом».[9]

Итак, промоушн – продвижение издания на информационный рынок – это комплекс различных организационных, творческих, технических и финансовых мероприятий (приемов, методов и способов) направленный на работу с общественностью: с читателями, авторами, рекламодателями, учредителями и партнерами.

Координируя работу всех подразделений редакции, можно легко управлять всеми задачами промоушн, поскольку система распространения, подписки, сбора рекламы, а также работа над контентом  специализированного издания связаны между собой очень тесно. У хорошо прдуманной стратегии промоушн большие потенциальные воз-
можности
влиять на формирование спроса, читательского предпочте-
ния и покупательскую активность целевого рынка. Четко структури-
рованный
промоушн, профессионально выстроенная структура спо-
собны удержать периодическое издание на волне успеха и не дать ему затеряться в огромном ассортименте печатной продукции, представленной на современном информационном рынке.

Промоушн это прежде всего совокупность теорий и методик
паблик рилейшнз, менеджмента, социологии, психологии, марке-
тинга
, этики и т.д. Промоушн – это комплексный подход в решении вопросов коммуникационного менеджмента. С помощью продвижения менеджмент издания старается наладить обратную связь со своими читателями и подписчиками, обратить внимание потенциальной читательской аудитории на новый продукт, привлечь читателей конкурирующего издания на свою сторону, заинтересовать их и выработать лояльность.

Реализовать всю программу поставленных задач возможно только при четком следовании разработанной стратегии, в которую будут включены этапы формирования концепции, исследование читательской аудитории, ее потребностей и ожиданий, налаживание обратной связи с читателями, разработка рекламной (подписной кампании), поддержание имиджа издания и многие другие.

Для рассмотрения различных типов стратегий продвижения обратимся к работе Ю. Кохановой, в которой приводятся данные из классической книги Отто Клеппнера "Рекламный процесс", изданной
еще в 1973 г. В ней автор перечислил три магистральных типа
промоушн в зависимости от задач, стоящих перед компанией, -  
привлекающий внимание аудитории
(
acquisitive), конкурирующий
(competitive) и удерживающий (retentive).
«К привлекающему про-
моушн прибегают с целью приобрести читателей. Этот вид деятель-
ности
является вопросом первостепенной важности для владельца
нового издания, поскольку в сфере периодической печати очень
велика конкуренция, задача конкурирующего промоушн состоит в
том, чтобы уводить читателей у соперничающего издания. Третий
тип промоушн, удерживающий, направлен на формирование у аудитории преданности своему изданию"[10].

Комплексный подход заключается, прежде всего, в разработке целостной програм-
мы
(стратегии) промоушн и оценке каждого элемента этой программы с позиции
соответствия цели (намеченному эффекту). В свою очередь, для
наиболее четкого представления возможного воздействия промоушн
программа может строиться с целью разрешения таких вопросов,
как: какова цель промоушн? какие проблемы существуют у издания на сегодняшний момент? есть ли необходимость внедрять новые технологии или изменять содержание изадния?

Планирование стратегии продвижения

В книге «Газета и рынок», в которой ее  автор С.М.Гуревич предпринял попытку переучить, а многих просто научить создавать газету (журнал), можно найти  современные технологические и гуманитарные подходы к реализации маркетинговых стратегий.

Гуревич пишет: «Одно из условий успеха маркетинговой деятельности на рынке
периодических изданий  - ее планирование. Оно подразумевает опре-
деление
характера, методов, времени и очередности проведения мар-
кетинговых мероприятий исследования читательской аудитории,
рынка периодических изданий, изучения конкурентов и своей газеты
или журнала и др. Без такого планирования эффективность маркетин-
говой деятельности резко снижается, теряется ее целеустремленность,
она проводится от случая к случаю.

Планирование редакционно-издательского маркетинга разделяется на два вида. Первый перспективное планирование. Оно носит долгосрочный характер и охватывает достаточно длительный период -  от нескольких месяцев, полугодия до года и более. Цель перспек-
тивного
планирования установление основных направлений мар-
кетинга, очередность и время проведения важнейших мероприятий,
 их задачи. Перспективный план, который формирует редакционный
маркетолог или другой сотрудник, выполняющий его обязанности,
основа всей маркетинговой деятельности. Обычно он краток и вклю-
чает
лишь указание видов маркетинговых мероприятий, обозначает
их очередность или одновременность, время и период проведения, а
также ответственных за это лиц.

Второй вид тактическое планирование маркетинга. Оно имеет крат-
косрочный
характер и охватывает период осуществления того или иного
конкретного маркетингового мероприятия. Непрерывные изменения
рынка периодических изданий, появление конкурентов, возникнове-
ние
новых читательских групп в составе аудитории в результате мигра-
ции и т.д. требуют быстрой реакции  -  изучения новой ситуации и со-
пряженных с нею перемен, оперативных решений руководителей ре-
дакции. Это означает необходимость быстрой разработки планов прове-
дения
каждого очередного маркетингового мероприятия. Такой план
предельно конкретен. Он включает определение характера мероприятия
, проведения встречи с читателями, их опроса, подготовки и публика-
ции
в газете анкеты, организации выставки и т.д. Здесь указывают время
и период проведения мероприятия, его цели, город или регион, кото-
рый
оно должно охватывать, исполнителя или ответственного..

Таким образом тактическое планирование маркетинга предпола-
гает
разработку непрерывной цепи планов конкретных маркетинго-
вых действий, связанных с изменениями реальной ситуации, в кото-
рой выступает ваша газета (журнал).

Основой планирования редакционно-издательского маркетинга
являются, с одной стороны, планы редакционной деятельности, с
другой,  -  результаты предыдущих исследований читательской ауди-
тории
, рынка периодических изданий и вашей газеты (журнала). А также про-
гнозы
изменений и развития их состояния»[11].

Разработка  концепции продвижения, постановка рекламных задач

Промоушн изданий, освещающих ту или иную сферу деятель-
ности
или интересов, осуществляется по сценарию, специально разработанному для «их» аудитории. Понять, какая аудитория будет наиболее заинтересована в предлагаемом ей издании помогают исследования. Работать на определенный сегмент аудитории
 проще, чем пытаться охватить всех читателей. Акцент делается на содержательную часть и освещение проблем в той обла-
сти
, которая находится в центре внимания издания. Соответственно
работа над продвижением  изданий существенно различается в зависимости от тематики и аудитории издания. Безусловно, каждое ищет индивидуальный подход для привлечения читателей, но основные подходы у каждой категории изданий одинаковы. Обобщая средства и методы промоушн разных групп печатных изданий, можно выделить основные моменты в их деятельности:

Первый этап: сбор маркетинговой информации и постановка
рекламных задач.
«Правильно поставленная задача означает, что
дело сделано наполовину, - пишет Б. Борисов в своей книге “Технологии рекламы и
PR”. -  Проблемы, решаемые рекламой, могут
быть достаточно разными, но при этом всегда подчинены одной
общей цели "продать товар" читателю. Точной постановке задачи
способствуют исследования аудитории и сформированный план мар-
кетинга
, помогающие обеспечить определенный уровень узнаваемо-
сти марки (логотипа), донести некую идею до определенной группы
читателей, сформировать устойчивые группы читателей, стимулиро-
вать "пробную покупку" определенной группой читателей и пр.
Знание потребностей потребителя помогает лучше удовлетворить его
нужды. На данном этапе следует разделить имеющихся и потенци-
альных
потребителей на сегменты.

«Термин «сегментация» возник в маркетинге 60-х годов. Он подразумевает определение различных типов потребителей на основе ряда устойчивых признаков. Сегменты принято делить еще и на «подсегменты».

Существует два основных вида стратегии сегментации. Первый – концентрация, при которой все маркетинговые усилия фокусируются на одной группе. Второй – дифференциация, при которой выделяются две или более групп населения, соответственно для каждой их них разрабатываются маркетинговые планы. Следует помнить, что для мелкого и среднего бизнеса более желательно использовать стратегию концентрации, сосредоточения на одной подгруппе, иногда именуемой нишей. Обычно разрабатывается одна  модификация товара, которую после проделанного минимума необходимых исследовательских процедур предполагается раскрутить на рынке при помощи различных технологий маркетинговых коммуникаций: рекламы (сбытовой), PR-мероприятий, акции из арсенала  сейлз промоушн, директ маркетинга»[12].

 Сегментирование позволяет
сгруппировать аудиторию в соответствии с общими демографически-
ми и покупательскими характеристиками, что позволит выявить
группу потребителей, наиболее выгодную для издания в настоящее
время. Параметры, включающие описание целевого рынка могут
быть следующие: демография, география, стиль жизни, психографи-
ческие
или возрастные характеристики, идеология и т.д.

Есть мнение, что для "сильного" издания увеличение знания  марки (логотипа) приводит к росту продаж и подписки. Низкий
уровень знания издания может означать необходимость создания
более "агрессивного" плана рекламы и продвижения издания, Если
знание марки падает, то это указывает на наличие определенных
проблем. Например, падение может быть вызвано усилением актив-
ности
конкурентов, поэтому, возможно, надо создать индивидуальный -
 
план действий.

Характеристика издания определяется исходя из данных о его
восприятии читателем. Необходимо выяснить (с помощью анкет,
телефонных опросов и т.д.), какие характеристики издания важны
для постоянного и случайного читателя, а затем сравнить свое изда-
ние
с изданием конкурентов относительно этих характеристик. Могут обнаружиться некие потребности, которые не удовлетворяются
ни одним существующим изданием, это отличный способ занять
пустующую "нишу". При этом особое внимание должно быть обра-
щено
на жизненный цикл газеты или журнала (стадия внедрения на
рынок, стадия развития; стадия зрелости).

Четкое понимание того, на каком этапе жизненного цикла нахо-
дится
издание, позволяет сделать предположения относительно це-
левого рынка, конкуренции, цены, дистрибьюции и рекламной стра-
тегии. Например, на стадии внедрения основная цель издания-
 заставить аудиторию его "попробовать". Без сомнения, на этом
этапе очень тяжело подать новое издание новому читателю, так
как не все знают о его существовании. Поэтому используется убеж-
дающая
реклама, объясняющая, как новое издание удовлетворит
потребности аудитории, которые до сих пор на информационном
рынке никто не  удовлетворял.

На стадии развития рекламная служба занимается позициони-
рованием
конкретного издания по отношению к конкурентам.
Подписка  осуществляется "по сниженным ценам" для завоевания
рынка, а дистрибьюция распространяется на массовые сети распростра-
нения
.

На стадии зрелости рекламная служба работает на увеличение
знания марки с целью разработки имиджа и дифференциации издания от конкурентов. Необходимо "помещать" название издания в
ближнюю память читателя (например, с помощью слогана). Очень
важным фактором становится ценовая политика. Используются все возможные каналы дистрибьюции.

Второй этап: маркетинговые цели и маркетинговая страте-
гия
. Данный подход позволяет вести промоуошн деятельность издания на качественно более высоком уровне. Маркетинговые цели дают представление о том, что должно быть сделано для выполнения плана промоушн, маркетинговые стратегии – о том, как эти цели могут быть достигнуты.

Маркетинговые цели являются отправной точкой любой промо-
ушн-кампании
; все остальные функции издания подчиняются им и
работают исключительно на них. Поэтому сбор подробнейшей ин-
формации обо всем, что касается самого издания и информационного
рынка, на котором будет осуществляться его продвижение, и анализ собранной
информации являются основой любого маркетингово-рекламного
проекта в промоушн-кампании.

Цели по отношению к существующим читателям таковы: уде-
ржать (если издание теряет аудиторию, необходимо понять причины
этого и переломить тенденцию), увеличить число подписчиков, убедив чаще (т.е. периодично) знакомиться со свежей информацией. По
отношению к новым читателям главное  -  убедить их прочитать
издание. Часть номеров следует распространить бесплатно, обеспечивая повышение лояльности к изданию.

В маркетинговой стратегии вырабатываются следующие задачи:
завоевывать новые сегменты или улучшать положение на уже имеющемся (построение новой "ниши" требует дополнительных времени
и денег, так как сначала надо определить потребность в издании, и
только потом убеждать аудиторию "принять" его).

Третий этап: позиционирование. Под позиционированием понимается установление определенного восприятия (имиджа) издания. Все маркетинговые усилия должны быть подчинены его усилению. Очень важно выбрать и реализовать правильное позиционирование не только с позиций настоящего момента, но и с учетом
будущего. Ошибочное позиционирование может "убить" газету или
журнал.

Четвертый этап: разработка творческой (креативной) концепции. Медиаплан. На основе утвержденного позиционирования
издания и в соответствии с выявленными целями и задачами продвижения издания на информационный рынок разрабатывается креа-
тивная
концепция промоушн-кампании. Это некий "каркас" творческих идей, на котором строятся рекламные объявления различных
форматов и видов, разрабатывается план участия в специальных мероприятих, заключаются договора об информационном сопонсорстве, создаются интернет-проекты и.т.д[13].

Элементы стратегии продвижения

Собрав необходимую информацию о своей читательской аудитории, подготовив медиаплан и создав рекламные материалы, издательство может смело приступать к реализации стратегии продвижения, в которую могу входить следующие элементы:

· Подписная кампания

· Размещение рекламы в СМИ

· Индивидуальное общение с читателями

· Деятельность в качестве информационных спонсоров мероприятий

· Проведение различных самостоятельных акций в рамках рекламной стратегии (конкурсов, семинаров, праздников).

· Реклама на местах продаж

· Создание интернет-проектов

 Оценка эффективности

Стратегия продвижения подразумевает под собой комплекс различных методов по привлечению и удержанию внимания потенциальных и существующих потребителей (читателей). Еще раз повторим, что сюда входят и реклама, и PR-кампании, организация специальных событий, директ-маркетинг, сейлс-промоушн и многие другие. Все эти методы направлены на улучшение имиджа компании (издательства) и на увеличение доходов (за счет увеличения числа подписчиков, розничных продаж, рекламы). Просчитать эффективность всей промоушн-кампании очень сложно, поскольку ее элементы подразумевают под собой различные подходы к определению их эффективности.

Для того, чтобы получить представление о том, как специалисты в области коммуникационного менеджмента определяют совокупную эффективность промоуш-кампаний, обратимся к  определению основным принципам оценки  их  эффективности

Что подразумевается под оценкой эффективности[14]?

По существу, оценку деятельности в сфере коммуникационного менеджмента можно определить как способ определения или исследовательскую работу, целью которой является  определение относительной эффективности PR-программ, промоушн-стратегий, рекламных кампаний, специальных акций путем измерения и соотнесения промежуточных результатов, последствий и основных итогов данных программ, акций, кампаний, стратегий  с  заранее определенным набором целей и задач.

Основные принципы оценки PR-эффективности

Чтобы подготовить базу для оценки результатов промошн-кампаний, перед началом активной деятельности необходимо установить четкие программные цели и желаемый результат. В свою очередь, промоушн-задачи должны быть напрямую связаны со всеми целями бизнес-программы организации.

Не существует одного единственного, уникального и всеобъемлющего инструмента или технологии, на которые можно было бы полностью положиться при  оценке эффективности PR. Обычно необходимо комбинировать  различные оценочные технологии. Нужно прибегать сразу к нескольким методам:  контент-анализ СМИ, анализ гиперпространства (Интернет), оценка специально подготовленных мероприятий и шоу, социологические и статистические опросы и исследования, использование фокус-группы, экспериментальные и квазиэкспериментальные проекты, этнографические исследования, основанные на наблюдении и непосредственном участии.

Нужно быть осторожным при попытке точного сравнения PR-эффективности с эффективностью рекламных акций, т.к. эти две коммуникативные формы достаточно сильно отличаются друг от друга. Нужно принимать во внимание тот факт, что процесс размещения рекламных сообщений, в отличие от  размещения PR-сообщений, более контролируем.

Оценить эффективность можно лучше в том случае, если уже заблаговременно  идентифицирован и принят  спектр основных организационных сообщений, которые организация хочет донести до целевой аудитории, сама целевая аудитория, её характеристики, отличительные черты и непосредственно коммуникативные каналы при распространении сообщений.

Процесс оценки эффективности никогда не должен быть изолирован и сведен только  непосредственно к PR-составляющим, необходимо стараться при любых возможных  обстоятельствах  сочетать планы и действия в области коммуникационного менеджмента с всеми основными бизнес-целями, задачами, стратегиями, тактикой и политикой организации в целом.

Из перечисленных выше принципов можно сделать следующий выводы:

1. Оценка промоушн-кампании периодического издания должна проходить по нескольким направлениям:

· Оценка эффективности подписной кампании (количество новых подписчиков);

· Оценка эффективности маркетинговых исследований (качество и количество собранной информации);

· Оценка эффективности директ-маркетинговых акций (количество откликов);

· Оценка эффективности прямой работы с читателями (удержание лояльности);

· Оценка эффективности работы с рекламодателями (увеличение количества рекламы в издании);

· Оценка эффективности работы сайта;

· Оценка эффективности работы с инвесторами.

 

2. Не все используемые методы могут быть одинаково прибыльными (проведение специальных мероприятий может быть убыточным, а размещение серии рекламных сообщений в деловых еженедельниках сможет принести  изданию большое количество новых подписчиков.

3. Все работы в редакции, связанные с продвижением издания, должны быть скоординированы с остальными службами: отделом подписки, отделом распространения, отделом рекламы и маркетинга, финансовым отделом.

4. Итогом успешной стратегии продвижения издания должна стать успешная реализация поставленных задач, а не отдельные показатели прибыли или убытков. 

 

 



[1] К ним  можно отнести журналы «Советник», «PR-Диалог», «Лаборатория рекламы и PR», «PR в России», «PR News», «Со-Общение» (до смены концепции) и др.

[2] Грабельников А. Виды деловой прессы России. // Деловая пресса России: настоящее и будущее//   

http://www.inguk.ru/biblio/delov-pressa/1-grabelnikov.html

[3] Кулев В.С. Деловая пресса России. -  М., 1996. С. 15–16

[4] Эриашвили Н. Теоретико-методологические основы книгоиздательского маркетинга. ЮНИТИ.  – М., 2000. С.134. (Подробную информацию о концепциях развития средства массовой информации см. Приложение №1).

[5] Коханова Ю. Промоушн печатного издания на информационном рынке.//ВМУ.2000. №6. С. 53

[6] Хаббард Л. Рон. Действия организации по продвижению. Курс руководителя организации. http://www.wise.ru/article1.htm

[7] Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг.http://dit.perm.ru/articles/marketing/data/011902.htm

[8]Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. http://dit.perm.ru/articles/marketing/data/011902.htm

[9] Элмор Р. Терри. Словарь языка средств массовой информации США.  - М., 1992. С. 467

[10] Цит. по: Коханова Ю. Промоушн печатного издания на информационном рынке.// ВМУ. 2000. №6. С.54.

[11] Гуревич С. М. Газета и рынок. Евразия.  – М., 1998. С. 62-63.

[12] Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR. Фаир-Пресс. – М., 1999. С. 90

[13] Коханова Ю. Промоушн печатного издания на информационном рынке. ВМУ. 2000. №6. С.  63-65.

[14] По материалам перевода статьи «Основные принципы и стандарты оценки эффективности pr-технологий. (перевод статьи института связей с общественностью по оценке PR-эффективности «University of Florida”) www.press-club.host.ru



Hosted by uCoz
Назад На главную Пишите