Полвека политконсалтинга
Несколько слов о маэстро
В сентябре этого года ГК "Никколо М" выпускает книгу "Электоральная игра", автором которой является Джозеф Наполитан - политический консультант с мировым именем. Уникальность книги, впервые переведенной на русский язык, заключается в том, что на фактическом материале выборных кампаний США и ряда других стран автор рассказывает о становлении профессии политического консультанта, типичных проблемах, возникающих во взаимоотношениях между консультантами и политиками.
По приглашению председателя совета директоров ГК "Никколо М" Игоря Минтусова и президента Европейской ассоциации политических консультантов Андрея Булычева с 23 по 25 сентября г-н Наполитан посетит Москву. В рамках презентации своей книги он проведет ряд встреч с российскими коллегами, выступит на пресс-конференции, а также прочтет лекцию для студентов Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
Джозеф Наполитан является одним из самых ярких и опытных политических технологов в мире - в этой сфере он работает уже без малого 50 лет. За это время он провел более 200 выборных кампаний, включая кампании Джона Ф. Кеннеди и кандидата в президенты США от Демократической партии Губерта Хэмфри.
Он был первым человеком, включенным в зал славы AAPC (Американской ассоциации политических консультантов). В 2000м году "PR Week" назвала его одним из "100 самых влиятельных специалистов в области связей с общественностью в XX веке", а "PEW Foundation" - одним из восьми консультантов, которые внесли наибольший вклад в установление и поддержание этических стандартов в политическом консалтинге.
Джозеф Наполитан также является почетным профессором двух колледжей в Массачусетсе: Американского Международного колледжа и колледжа Богоматери из Элмс.
Сейчас г-н Наполитан продолжает активно работать в Международной и Европейской ассоциациях политических консультантов, инициатором создания которых он был в свое время.
Специально для журнала "Со-Общение" Джозеф Наполитан любезно согласился ответить на несколько вопросов.
- Профессия "политический консультант" считается новой профессией в России. Насколько эта профессия популярна в США в настоящее время?
- Политическое консультирование в США продолжает развиваться, и можно сказать, что сейчас этот бизнес находится на пике своей популярности.
- Какие принципы и ценности лежат в основе этой профессии?
- Главный принцип политического консультирования - найти правильный путь, который приведет вашего кандидата или политическую партию к победе на выборах.
- Какие события за последние 10 лет больше всего повлияли на развитие политического консультирования?
- Конечно же основные изменения в политическом консультировании связаны с развитием технологий. Такие изобретения, как компьютеры, интернет, электронная почта, автоматизированные телефонные линии, возможность передавать видеоматериалы через интернет, компьютеризация выборных процессов, факс, реактивный самолет - все это оказало значительное влияние на развитие политических технологий.
- Какие точки перелома можно обозначить в развитии профессии?
- Думаю, что такой точкой можно назвать приход профессионалов в политическое консультирование. Это произошло в начале 60-х гг. Также стоит отметить создание Международной Ассоциации политических консультантов в Париже (1968 год). На сегодняшний момент филиалы этой ассоциации есть и в других европейских городах, а также в США и Латинской Америке.
- В каких странах профессия "политический консультант" наиболее популярна?
Соединенные Штаты занимают первое место в мире по востребованности этой профессии, поэтому число студентов, интересующихся этой специальностью, у нас тоже очень велико. В последние годы большой интерес к политическому консультированию проявился в Латинской Америке. Сейчас там каждый год открывается несколько агентств, предлагающих услуги в этой области. Что касается Европы, то она всегда славилась своими традициями воспитания политических лидеров непосредственно в учебных заведениях, однако надо отметить, что в последнее время появилось много удивительно талантливых консультантов, которые предлагают политикам частные услуги.
Еще я знаю, что существует несколько агентств в Азиатском регионе, а на Африканском континенте, насколько мне известно, еще нет ни одного.
- Назовите, пожалуйста, наиболее значимые Университеты США, где можно получить профессию "политический консультант"?
- В Америке есть несколько университетов, в которых студенты получают степень магистра в области политического менеджмента (менеджмента политических компаний). Два самых известных - это Американский Университет и Университет Джорджа Вашингтона, которые находятся в Вашингтоне (округ Коламбия). Еще можно отметить Нью-Йоркский Университет.
Но все-таки мне бы хотелось сделать одно замечание: основные навыки политического консультирования приобретаются не в ходе обучения в университете, а на практике, при непосредственной работе с клиентами. Большинство лучших политических консультантов, которых я знаю, никогда не изучали политический менеджмент. Многие из них не изучали политологию вовсе.
- Кого из профессоров в области политического консультирования Вы бы назвали в числе первых?
- Первое место я бы отдал профессорам Джеймсу Турберу (Американский Университет) и профессору Артертону (Университет Джорджа Вашингтона). Они, безусловно, находятся среди лидеров.
- Что помогает и мешает консультанту в работе?
- Профессиональному политическому консультанту никогда не помешает образование.
Неплохо также обладать изобретательным умом и хорошей памятью. Необходимо быть лояльным с клиентами, уважать коллег и конкурентов. Всегда надо помнить о нормах этики и чести. Также в политическом консультировании не стоит забывать об упорстве, ведь в любой момент может просто не хватить сил продолжать борьбу, но голова всегда должна оставаться на плечах.
- Какими личными и профессиональными качествами, по Вашему мнению, должен обладать политический консультант?
- Что касается профессиональных навыков, то политическому консультанту необходимо хорошо разбираться в средствах массовой информации и уметь работать с журналистами. Очень важно, чтобы консультант умел исследовать общественное мнение, разрабатывать и доводить до конца стратегию продвижения своего клиента. Работа консультанта невозможна без желания трудиться долгими часами, без терпения, потому что приходится проводить много времени в пути.
Консультанту, работающему за пределами своей страны, полезно владеть иностранными языками. Хотя я в совершенстве владею только английским, но, как видите, смог выжить в условиях конкуренции. Еще нужно уметь делиться своими знаниями с подрастающим поколением.
Интервью провела Катерина Медведева
|