Национальный вопрос | |||||
Оперативный простор | |||||
№ 3 - Март 2003 | оглавление |
В последнее время в России можно заметить следующую тенденцию: начальниками корпоративных отделов PR, частными консультантами становятся очень молодые специалисты. Некоторые из них уже в 25 лет являются состоявшимися профессионалами, которые обладают прикладными знаниями и получают за них немалые деньги. Это неудивительно. Область PR (РОС) развивается быстрыми темпами, и для этого ей нужны свежие силы. А знания приходится черпать чаще всего из иностранных источников.
В Америке, где первая PR-фирма, специализировавшаяся на работе с прессой, Publicity Bureau была создана в 1900 году, а первое PR-агентство в Вашингтоне открылось в 1902 году, маститыми консультантами в этой области считаются специалисты, заставшие зарождение и первые этапы развития профессии. Сейчас некоторым из них по 70—80 лет (среди них первый политконсультант Джозеф Наполитан).
Читая книгу Фрэйзера П. Сайтэла «Современные паблик рилейшнз», вышедшую в серии «Современные консалтинговые технологии» (ИМИДЖ-Контакт), понимаешь, что очень многое, возможно, почти все в сфере PR было придумано и сделано еще полвека назад. Изучая опыт и навыки настоящих профи, которые делятся им по мере возможности в своих книгах, статьях и интервью, можно прийти к свежему, собственному пониманию этого опыта. И оно, безусловно, будет ценно и необходимо для сферы PR на новом витке развития.
Сколько переизданий выдержат «Современные PR», можно только догадываться. К настоящему моменту книга была переиздана восемь раз.
Автор – Фрэйзер П. Сайтэл в течение 10 лет занимал пост старшего вице-президента и директора по общественным связям в Chase Manhatten Bank. Затем в 1992 году он основал фирму Emerald Partners, предоставляющую консультации в сфере управления и коммуникаций, он также являлся главным консультантом одной из самых больших PR-фирм в мире — Burson-Marsteller. Консультационную деятельность Фрэйзер П. Сайтэл совмещает с преподаванием в нескольких ведущих университетах США.
Русскоязычное издание «Современных PR» (в английском варианте книга называется “The Рractice of Public Relations”) полностью отвечает последним тенденциям в сфере PR. Основное внимание в ней уделено интернету: в каждой главе обязательно рассматривается ситуация, в которой использование интернета помогло кардинальным образом повлиять на ход событий.
Нужно отметить, что «случаи из практики» — cases — составляют наибольшую ценность книги. Некоторые из них представлены отдельными статьями в рубрике «Информация к размышлению» и заставляют задуматься о том, «что такое хорошо и что такое плохо, а что вовсе странно для современных PR» (цитата приведена из авторского предисловия к книге). После исследования предлагаемой ситуации приводится интервью специалиста, который принимал участие в кампании или является сторонним наблюдателем из профессионального сообщества. Остальные кейсы рассыпаны по всей книге и органично дополняют и иллюстрируют размышления автора.
Еще одна отличительная особенность этой книги – обновленные разделы рекомендуемой литературы. Для российских читателей эта информация может стать незаменимой при выборе и покупке англоязычных книг через интернет. На некоторые книги, «особенно выделяющиеся на книжной полке», даются короткие рецензии.
«Практически все, кто хоть как-то связан с другими людьми, занимается PR»; «для организации PR – это любой телефонный звонок, письмо или встреча»; «с помощью PR продается сама компания». Это всего лишь несколько неформальных определений PR, которые даются в книге. Уже из них становится ясно, какое значение придает автор своей профессии. С присущей американскому народу гордостью за все, к чему они имеют отношение, Сайтэл говорит, что это «крутая профессия».
Рассуждая о том, какими навыками должен владеть PR-специалист, он отмечает, что в сфере PR весьма важны следующие семь составляющих:
1) знание сферы деятельности — фундамент PR — культура и история, философия и социальная психология;
2) знание коммуникации — СМИ и то, как они работают, коммуникационные исследования, и, самое главное, умение написать тексты;
3) технические знания — компьютер, интернет;
4) знание того, что происходит вокруг нас, — последние события и факторы, влияющие на общество: литература, язык, политика, экономика и все остальное – от Герцеговины до Хеврона, от объединенной Германии до разделенного Заира, от Джета Зет до Джемирокуая (Jamiroquai);
5) знание бизнеса — технология бизнеса, ориентация на результат, знание своей компании и сферы ее деятельности;
6) знание бюрократии — как решать проблемы, зависящие от чиновников, как маневрировать в политически напряженной среде;
7) знание менеджмента — как формируется общественная политика, с какими проблемами сталкивается высшее руководство компании и какова его ответственность.
Издание состоит из шести частей: часть I «Развитие» — об истории PR, предлагает теоретические основы, часть II «Обоснование» рассказывает о том, чем область PR отличается от других: общественного мнения, этики, исследований и права; часть III «Активизация» дает обзор областей знаний, в которых должен быть компетентен PR-специалист; в части IV «Приведение в исполнение» рассказывается об основных навыках, которыми необходимо овладеть PR-специалисту; часть V «Аудитория» описывает группы, с которыми приходится сталкиваться PR-специалисту в своей работе; наконец, часть VI «Будущее» представляет возможности и проблемы в новом тысячелетии.
Катерина Медведева
Со-общение № 3 - Март 2003 |