Интервью с начальником Госслужбы Министерства
экономического развития и торговли РФ Андреем Шаровым.
Министерство
экономического развития и торговли РФ объявило конкурс на
замещение вакансий главных государственных должностей для работы над реформой
Государственной службы.
Есть ли на рынке труда
конкуренция между государственными чиновниками и представителями частного
сектора – независимыми консультантами, бизнесменами, финансистами? К чему
стремятся и те, и другие, строя свою карьеру?
На эти вопросы существуют разные
ответы, но объективного мнения пока нет. В основном чиновники являются
приверженцами государственной службы и остаются верными ей до пенсии.
Представители частного бизнеса, специалисты в области экономики и финансов
привыкли зарабатывать большие деньги, и момент престижа и ответственности на
службе у государства отходит для них на второй план.
Сейчас государство находится в
такой ситуации, когда без привлечения высококлассных специалистов вывести
экономику России на соответствующий мировым стандартам уровень будет
практически невозможно.
Министерство экономического
развития и торговли РФ решило пойти на эксперимент. С начала апреля 2003 года
открыт конкурс на замещение высоких государственных должностей. Победители
конкурса займутся реформированием системы финансирования государственных
органов России, а также изменениями в государственной службе.
Начальник Управления
государственной службы Министерства экономического развития и торговли Российской
Федерации Андрей Шаров считает, что введение конкурсной
процедуры при принятии госслужащих на работу приведет к обновлению кадровых
ресурсов и позволит создать ситуацию конкуренции между чиновниками и
представителями частного сектора.
E-xecutive:
Андрей Владимирович, какие основные цели МЭРТ ставит перед
конкурсом на замещение государственных должностей?
Андрей
Шаров: У нашего конкурса несколько целей и задач: первое
направление – найти финансистов – специалистов по бюджетированию, которые могли
бы участвовать в проведении административной реформы и реформы государственной
службы, реально влиять на принимаемые в государстве решения и самостоятельно их
готовить. То есть, главная цель – найти хороших специалистов.
Вторая задача состоит в том,
чтобы доказать, что возможно через конкурсные процедуры привлекать людей не
только из госслужбы, но и из частного сектора. Привлекать тех специалистов,
которым интересна масштабная работа и тех, кому интересно работать для
государства не только за деньги, но и с целью решения каких-то исторических
задач.
Еще одна задача - создать
конкуренцию между чиновниками и представителями частного сектора. Пускай
специалисты из частного сектора, которые обвиняют чиновников в принятии
неправильных решений, сделают все правильно, как считают нужным. Если умеют.
E-xecutive:
Почему вы решили обратиться к широкой аудитории? Разве
среди госслужащих нет специалистов в области бюджетирования?
А.Ш.: Ответ
достаточно прост. Если для бизнес-сообщества программно-целевой подход к бюджетированию
оценивается по результатам издержек, активов и пассивов и такая работа является
для них нормой, то для госслужбы это станет своеобразным ноу-хау. Нам, конечно
же, нужны люди «со стороны», владеющие этими технологиями, готовые эти
технологии применять в масштабах государства.
E-xecutive: Насколько
Вы уверены в том, что применение конкурсных процедур будет эффективным?
А.Ш.: Принцип
конкурсности работает везде, во всех странах мира. Он особенно эффективен в тех
случаях, когда речь идет о работе над проектом.
Административная реформа и
реформа госслужбы рассматриваются нами как проект. Это не рутинная чиновничья
работа, когда надо переписывать и перекладывать бумаги с места на место. Это
большой проект, в котором придется применить весь комплекс экономических
знаний.
Есть два больших направления
работы, есть сроки их реализации – до 2005 года, есть конкретно измеряемый
результат. Организация работы осуществляется как в любом бизнес-проекте:
сформирована рабочая группа, поставлены цели и задачи для дальнейшей работы,
приняты соответствующие решения и т.д.
E-xecutive: Кто
принимал участие в разработке конкурсной процедуры?
А.Ш.: Проект
конкурса разрабатывали сотрудники моего Управления. Все, кто принимал участие в
создании технологии конкурса, имели опыт в проведении конкурсов для федеральных
органов власти (мне известно, что для Минимущества была подготовлена такая
программа). Но на должности такого уровня конкурсы еще не проводились. Потом
одно дело, когда конкурсы проводятся на какие-то стандартные должности, а
другое дело, когда победитель конкурса должен будет, по сути, занять позицию
реформатора. В одной газете даже было опубликована такая фраза
«Минэкономразвития ищет реформаторов за 100 долларов».
Здесь я сразу хочу сказать, что в
новом законе о гражданской службе, который, надеюсь, будет внесен Президентом в
Госдуму в ближайшее
время, Минэкономразвития отстояло возможность платить чиновникам согласно
контракту. Если этот закон будет принят, то с 2004 года служащим можно будет
платить по контракту в зависимости от эффективности их работы, а не в
зависимости от стажа или выслуги лет и прочих формальных критериев.
Более того, тому заместителю,
который начнет работать в моем управлении по итогам конкурса, будет поручено
подготовить и провести эксперимент по оплате труда в нашем министерстве.
E-xecutive: Вам
не кажется, что профессионалы, которых ищете вы, просто ждут, что к ним придут
с официальным предложением? Что в этом конкурсе может привлечь их внимание?
А.Ш.:Многие
люди заплатили бы большие деньги за то, чтобы результат их работы был виден в
масштабах целого государства: начиная от анализа функций государственной власти
и заканчивая реформой госслужбы. Мы знаем, что многие хотели бы принять участие
в такой работе в той или иной форме. Здесь важно уловить этот мотив.
Можно отметить еще один мотив,
который привлечет людей к нашему конкурсу: это колоссальный опыт общения и с
чиновниками, и с бизнесом, отработка связей и повышение интеллектуальной
капитализации человека в целом.
E-xecutive: Как
раньше привлекались новые сотрудники на госслужбу?
А.Ш.: До
конкурса был простой порядок: по рекомендациям. Принцип конкурса в общем-то
всегда был, но его процедура оставалась неформализованной, поэтому возникали
ошибки и ощущение некоторой предвзятости.
К тому же, для того, чтобы
конкурс состоялся, спрос должен значительно превышать предложение. Для этого мы
и распространили информацию среди широких кругов. Для получения хороших
результатов надо, чтобы был конкурс как в хороший юридический ВУЗ.
Сейчас уже у нас такой конкурс
есть. С момента начала конкурса на три должности было прислано более 100
резюме, более 30 человек уже приступили к работе по написанию рефератов. Для двух
недель это очень хороший результат. Нам говорили, что вообще никто не придет за
документами.
E-xecutive: Как
распространяется информация о конкурсе?
А.Ш.: Через
СМИ. Было выпущено несколько публикаций в «Российской газете» , в «Ведомостях»
. Это была формальная процедура публикаций. Но, как ни странно, самым
эффективным способом распространения информации является интернет. Интерактив и
размещение информации в интернете дают, как оказалось, лучшие результаты.
У нас постоянно работает
справочная телефонная линия по вопросам конкурса. Каждый, кто хочет принять
участие в конкурсе, получает по телефону подробную консультацию. Мы очень
плотно работаем с нашими кандидатами и открыты для контактов.
E-xecutive: Для
отбора кандидатов и оценки результатов их работы в ходе конкурса будет создана
специальная экспертная комиссия. Кто будет в нее входить?
А.Ш.: В
экспертную комиссию мы планируем включить представителей госорганов,
представителей бизнес-сообщества и представителей общественных организаций,
которые имеют высокую репутацию. На сегодняшний момент уже есть ряд
договоренностей.
Мы считаем, что в конкурсных
комиссиях должны принимать участие представители общественности, для того,
чтобы более объективно оценивать деловые, профессиональные и личностные
качества кандидатов.
E-xecutive: Насколько
этот конкурс отличается от тех технологий, которые применяются рекрутинговыми
компаниями?
А.Ш.: Я могу
сказать, что система конкурса аналогична тем процедурам, которые проходят в
крупных корпорациях при отборе кандидатов
E-xecutive: Давайте
разберем конкурс по этапам: конкурс уже начался. В чем состоит первый этап при
его прохождении?
А.Ш.: У нас
организован специальный штаб на базе Центра государственной кадровой политики
Высшей школы экономики. Там происходит прием документов. В интернете на сайте
Минэкономразвития размещена соответствующая информация об условиях конкурса.
Если человек хочет участвовать в конкурсе, ему нужно приехать в штаб конкурса,
сдать необходимые документы, заполнить анкету и написать реферат. Так
происходит первый этап конкурса. По итогам анализа документов, анкет и
рефератов отбираются претенденты на второй, очный этап конкурса.
На втором этапе конкурса
проводится профессиональное и психологическое тестирование, кандидаты участвуют
в групповых дискуссиях на профессиональные темы. А уже в итоге произойдет
собеседование непосредственно с руководителем управления – то есть со мной и с
членами экспертной комиссии. Последний шаг – это подведение итогов конкурса и
назначения на должности.
E-xecutive:
Существуют ли какие-то специфические критерии отбора участников конкурса?
А.Ш.: Одним из
важных критериев является образование. Например, юридическое образование не
совсем нам подходит. Юристов хватает. Нам нужны финансисты, экономисты. Первое
это образование или второе – не важно. Главное, оно должно соответствовать
нашему профилю.
Полный список критериев мы
разместили на сайте Минэкономразвития – это открытая информация.
E-xecutive: Есть
ли какой-то возрастной ценз?
А.Ш.: Нет.
E-xecutive: Готовы
ли вы провести собеседование с таким большим количеством людей?
А.Ш.: Безусловно
готов, и мне это очень интересно. Хочу также отметить, что если кто-то из
участников по какой-то причине не подойдет на данные должности, то у нас есть
еще одна цель – формирование кадрового резерва. Вся собранная информация будет
храниться в банке данных и будет использоваться, например, при появлении
вакансий. Человек может не победить в конкурсе в мое управление, но он может
получить предложение от другого департамента.
E-xecutive: Есть
ли прогнозы о том, кто будет вашим советником, заместителем?
А.Ш.: Мне бы
лично хотелось, чтобы это был кто-то из чиновников, который по какой-то причине
засиделся в своей должности (мало ли!), человек толковый, грамотный. Такого
человека хотелось бы иметь в должности советника. В качестве заместителя очень
хотелось бы видеть человека из бизнеса. Главное, чтобы он владел технологией
бюджетирования. Первая задача, которую ему предстоит решить, - составить
методику финансовой оценки функций государства. То есть 5000 функций финансово
просчитать и, исходя из результатов, предложить новую схему формирования
бюджета.
Если говорить о стиле работы, то
человеку будет предоставлена максимальная свобода. Потому что, как говорится,
задачи определены, цели ясны, дальше – творчество.
E-xecutive: Когда
вы хотите подвести итоги конкурса?
А.Ш.: Я думаю,
что в июне. Тогда мы как раз успеваем к началу реализации программы реформирования
государственной службы. Основной массив работы придется на лето. К тому времени
нам понадобятся люди, которые будут вести эту проблематику «от и до». Как
говорится, работать под ключ.
За последнее время в госслужбу
пришло несколько сильных менеджеров. Их имена у всех на слуху. Возможно, что
они уже не преследуют финансовые цели. Их интересует работа в масштабах
государства, о которой вы говорили. Считаете ли вы, что за последнее время
кадровый состав в государственных структурах обновился?
Я бы не сказал, что идет
серьезное обновление. Можно сказать, что в государственной службе происходят
поколенческие изменения. Постараюсь объяснить: если на госслужбе или в бизнесе
на крупную корпорацию работают люди одного поколения – между ними как правило
не существует никакого недопонимания. У них одинаковые ценности. Через какое-то
время это поколенческое изменение осуществится полностью. Люди привыкнут, что
работать можно по контракту, что по контракту хорошо платят. Что платят
индивидуально в зависимости от результатов деятельности. Что перестанут «по
блату» брать на те проекты, где готовятся масштабные решения.
E-xecutive: Как
вы думаете, ваш конкурс сможет повлиять на такое обновление?
А.Ш.: Пока не
могу точно сказать, пойдут ли к нам исключительно молодые специалисты. Это
эксперимент, и мы будем ждать его итогов.
Беседовала Катерина Медведева