С 1995 года законодательство о рекламе претерпело ряд изменений и поправок. В 1996 году вышел запрет на рекламу алкоголя и табака на телевидении. В апреле 1997 года, при активном участии Общественного Совета по рекламе в “Закон о рекламе” был внесен ряд изменений, спор о которых не прекращается по сегодняшний день. Речь идет о статье 16 “Особенности рекламы отдельных видов товаров”, в которой определены правила размещения рекламы алкогольных напитков, табачных изделий, медикаментов и всех видов оружия.На сегодняшний момент реклама алкоголя и табака находится в очень жестких условиях. Упорно ходят слухи о полном запрете рекламы этого вида продукции. Чем это вызвано? Каким еще поправкам подвергнется закон о рекламе в ближайшее время? Существует ли выход из сложившейся затруднительной ситуации вокруг табачной и алкогольной рекламы? На эти и другие вопросы ответил государственный советник Госдумы РФ, консультант комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Андреевич Ребриков.
Государственная Дума РФ готовит поправки к "Закону о рекламе", в соответствии с которыми объемы рекламы табачных изделий будут постепенно сокращены к 2004 - 2006 году, и многих интересует, насколько серьезно настроены законодательные органы?
Характер сегодняшних рекламных кампаний табака и алкоголя достаточно агрессивен. Производители рекламной продукции сами подводят депутатов Госдумы к решению запретить рекламу такого рода товаров в любой форме. Ультиматум таков: если не изменится характер подачи рекламной информации, если не появится социальная направленность в рекламе, то ей нет места в обществе.
Правда ли, что крупные западные компании – производители табачной продукции - пролоббировали запрет рекламы табака на телевидении, с целью не пустить на рынок новые российские марки?
Я не раз сталкивался с представителями западных компаний и знаю, что у них, с точки зрения технологии, этот процесс хорошо отработан. И когда идет война за рынок, то они, конечно, такие наработки успешно используют. Увидев резкое отторжение табака обществом на Западе, они переориентировались и быстро подготовили нишу для сбыта своей продукции к нам в Россию или, например, в Азию. И сделали это очень грамотно. А наши производители оказались к этому не готовы. Раньше все народное хозяйство у нас руководилось Совмином, Госпланом, и такого рода концентрации капитала и его оперативного управления, как, например, у американских или английских компаний, у нас никогда не было. Ситуацию, когда наши компании оказались один на один с рыночной экономикой, можно сравнить с беговой дорожкой, где есть профессиональные спортсмены и есть любители, которые могут быть в хорошей спортивной форме, но не знать техники. Понятно, что наши производители в этом случае пока только любители. Поэтому еще рано говорить о каком-то равенстве и здоровой конкуренции.
А что касается рекламы, то в первую очередь, законодательство должно защищать права потребителей, а не тех, кто двигает эту продукцию и получает прибыль.
И все-таки, чем еще вызвано негативное отношение депутатов Госдумы к рекламе алкогольной и табачной продукции?
Инициатива убрать из СМИ рекламу табачной и алкогольной продукции принадлежит не только государственному аппарату, но и российскому народу. Ограничение такой рекламы стало своеобразной реакцией общества, выраженной через депутатов.
А как же свобода информации? Не является ли запрет на рекламу табака и алкоголя нарушением конституционных прав потребителя, ведь он лишается возможности узнавать информацию о новой продукции?
Для начала, позвольте, я выскажу свое мнение о рекламе вообще. В большинстве случаев реклама сейчас – это недостоверная информация, которую потребителям поставляют через СМИ.
В комитете, который я представляю, существует несколько мнений на счет рекламы: кто-то защищает права предпринимателей, а я лично придерживаюсь стороны потребителя. То есть, я считаю, что в любой ситуации надо соблюдать конституционные нормы прав потребителей: с точки зрения рекламы, это - право получать достоверную информацию о рекламируемом продукте. Сегодня реклама в большинстве случаев антиобщественна и античеловечна. И как же здесь можно говорить о свободе слова и информации? Реклама в основном работает на вытягивание прибыли, причем не всегда разрешенными способами. В этом случае, о какой свободе может идти речь?
Острее всего вопрос касается телевизионной рекламы, потому что она самая действенная и самая внушительная. Так вот, если рассуждать с позиции обычного потребителя, то в программе телевидения не указано время, когда показывают рекламные блоки. Соответственно, без предупреждения в эфир поступает информация, на которую, хочешь - не хочешь, приходится обращать внимание.
Сейчас реклама очень агрессивна. Она, образно говоря, врывается в дом, отвлекает от любимых телепередач и кинофильмов. Порой реклама похожа на гипноз. А ведь у телезрителей не спрашивают разрешение на это зомбирование. И поскольку способы подачи рекламы не меняются, общество постепенно добивается ее ограничения. И здесь становится ясно, почему остро встает вопрос о таких “сложных” продуктах, как алкоголь и табак. Общество в первую очередь опасается за свое будущее, то есть за здоровье детей.
Из вашего ответа получается, что реклама – враг человека?
Ни в коем случае! Законодательство не против рекламы! Я не согласен с мнением некоторых несведущих политиков, которые требуют просто-напросто убрать рекламу табака и алкоголя и таким способом решить вопрос здравоохранения. Это неправильный подход.
Мы прекрасно понимаем, что без рекламы не будет экономики, но та форма, в которой подается рекламная информация, заставляет Госдуму принимать решения об ее ограничении.
На сколько, на ваш взгляд, правомерно размещать рекламу пива на телевидении?
Давайте посмотрим, что мы сегодня получаем от рекламы пива. Представители рекламного бизнеса уверяют меня, что реклама имеет своей целью помочь потребителю получить информацию и запомнить товарный знак.
Пиво содержит алкоголь, значит, это алкогольный напиток, который иногда по силе воздействия побеждает продукцию с высоким содержанием алкоголя. Из этого следует, что с рекламой этого продукта надо быть осторожными. А в сегодняшней ситуации в большинстве случаев никакой ознакомительной информации о продаваемом продукте - в нашем случае пиве – нет. Наоборот, рекламисты нарушают закон и используют в роликах образы подростков, пропагандируют легкую жизнь, которую таковой, по легенде, делает пиво. Опять всплывает проблема формы и содержания.
И все же, как обстоит дело с возвратом рекламы алкоголя на телевидение? Россия вступила в Совет Европы, а, как известно, на территории Европы действует конвенция “О трансграничном вещании”, допускающая рекламу алкогольных напитков всех видов.
Я разговаривал со многими представителями рекламных организаций, агентств, которые требуют выпустить рекламу алкогольной и табачной продукции на экран. В ответ, от лица законодательных органов, я тоже выдвигаю требование: необходимо совместно (для того, чтобы все интересы были соблюдены) выработать поправки к “Закону о рекламе”, регламентирующие форму информации о том же алкоголе или табаке, то есть поправки, отвечающие за содержание рекламной информации. Только в этом случае можно рассматривать вопрос о возвращении рекламы алкоголя на телевидение. Обязательно нужен совместный подход специалистов разных отраслей: представителей общественности, депутатов, политиков, экономистов, рекламистов, психологов, которые выработают определенные нормы подачи рекламной информации. И уже эта реклама не будет бить по мозгам, а будет отвечать конкретным задачам рекламы – знакомить потребителей с продукцией. Если не менять форму подачи рекламы алкоголя, то получается, что снова, пускай даже в специально отведенное время, красивые картинки, не несущие никакой полезной информации, а только манипулирующие человеческим сознанием, будут подталкивать молодежь к употреблению алкоголя.
В этом случает, какого рода требования к форме рекламы должны быть учтены в соответствующих поправках в “Законе о рекламе”?
Я считаю, что изначально рекламодатели должны предложить изменения в законе, которые бы упорядочили их поведение на рекламном рынке. Во-вторых, реклама алкоголя должна обязательно сопровождаться информацией, помогающей потребителю удостовериться в подлинности того или иного брэнда, привязанного к конкретному изготовителю или поставщику, Обязательно должны даваться характеристики продукта, отличающие его от аналогичных. Информация должна подаваться в такой форме, чтобы я, как потребитель, мог определить, что данная фирма работает только с натуральными винами, изготовленными из винограда, например, провинции Шампань, и что степень подлинности этого товара удостоверяется такими-то защитными знаками. В этом случае, реклама будет помогать очищать рынок от поддельной продукции.
Сегодня по данным Правительства Москвы из десяти бутылок спиртного только две легальные. Сплошь и рядом изготовляют подделки, так называемую, контрафактную продукцию. Она может быть даже не хуже, чем подлинная, но она нарушает права как интеллектуальных собственников – то есть владельцев брэнда, так и права потребителей.
Я думаю, что самая главная задача рекламы сегодня – уменьшить рынок поддельной продукции в России. Вот на что в первую очередь стоит обращать внимание, производя рекламную продукцию.