Контекст | |||||
События | |||||
#12, декабрь 2001 | оглавление |
Катерина Медведева редактор "Со-Общения", medvek@expert.ru |
Одно из главных событий 2001 года - юбилей российского PR, которому исполнилось 10 лет. Что такое 10 лет для новой отрасли бизнеса? Это период становления и развития. Нам уже есть что вспомнить и чем гордиться. За 10 лет наши пиарщики достигли больших успехов, и это особо отмечают иностранные специалисты. Уже вполне можно говорить о том, что российский PR-бизнес развивается самостоятельно, изредка оглядываясь на опыт "родителей".
2001 год был достаточно спокойным для PR-сообщества. Возможно, это является показателем стабильного роста, но существует также мнение о замедлении темпов развития PR в России. Нам это мнение представляется очень спорным. Появляются новые PR-агентства и как следствие - различные общественные организации, проводятся различные конкурсы. Выходят профессиональные журналы. Ведутся, в конце концов, избирательные кампании. В общем, PR-сообщество мыслит, действует, а значит - существует. В этом материале мы постарались отразить наиболее значимые для PR-отрасли события года.
Вместе с российским PR отмечала свой юбилей первая общественная PR-организация - Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). В этом году открылся еще один ее филиал - Северо-Западное отделение РАСО в Санкт-Петербурге.
На пресс-конференции, посвященной юбилею РАСО, были подведены некоторые итоги развития PR в России. Так, по словам генерального директора Центра политического консультирования "Никколо М" Игоря Минтусова, общий объем рынка услуг в области политического консультирования оценивается приблизительно в $300 млн долларов. При этом он отметил, что только половина от указанной цифры "осваивается" PR-агентствами, а вторая - остается в штабах кандидатов.
Управляющий партнер Агентства "Михайлов и Партнеры" Сергей Михайлов огласил данные по состоянию рынка бизнес-PR. Оборот в этой области приблизительно составляет $150 млн. Точные цифры, как обещают представители РАСО, должны появиться только через 2-3 года.
Еще одним важным событием в деятельности РАСО можно назвать принятие российского Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, в котором прописаны правила поведения с клиентами, принципы взаимоотношений со СМИ, а также отношение к собственной профессии. Кроме того, отдельные положения предусматривают ответственность за нарушение принципов и правил кодекса. По словам Вероники Моисеевой, вице-президента РАСО, "этот кодекс разрешит множество вопросов, которые возникают в отношении профессии public relations".
Вопросы этики занимали в этом году не только пиарщиков, но и журналистов. В России появилось еще одно объединение, силами которого планируется решать и этические, и законодательные вопросы. Презентация Медиасоюза - творческиго союза работников средств массовой информации - прошла в Москве в конце февраля. В этом объединении предусмотрено как индивидуальное членство, так и коллективное - средств массовой информации и региональных журналистских ассоциаций. Задачей этого сугубо добровольного объединения является решение конкретных проблем, стоящих перед российской журналистикой. Медиасоюз работает над тем, чтобы наладить равноправный диалог между СМИ, властными структурами и представителями бизнеса.
В рамках Медиасоюза появилось новое объединение работников сферы PR - Гильдия PR. Это одна из девяти профессиональных гильдий, входящих в состав этого союза. Гильдия PR включает в себя не только представителей PR-агентств, но и менеджеров по связям с общественностью корпораций и компаний, а также представителей отраслевых ВУЗов и журналистов. Деятельность Гильдии в основном направлена вовне - не столько на решение внутрикорпоративных проблем, сколько на оптимизацию профессионального взаимодействия, например, с журналистами.
Любопытно, что в инициативную группу по созданию еще одного объединения PR-специалистов вошло агентство Promаcо (см. следующую главку). Кроме этого, согласие участвовать в этом проекте в новой организации выразило московское агентство Pro-Vision Communications. Руководители РАСО и АКОС на первое заседание PR-гильдии приглашены не были.
Проект, представленный агентством Promaco (теперь оно известно всем), прогремел как гром среди ясного неба. Скорее всего, "Дело о черном PR" станет самым запоминающимся событием 2001 года. Не удивлюсь, если специально для Promaco придумают новую номинацию "Prодвижение года" в каком-нибудь профессиональном конкурсе.
Буквально за неделю благодаря натиску информации из всех возможных источников название Promaco выучили наизусть даже дети. "Дело о черном PR" было "презентовано" на пресс-конференции 26 февраля. Изначально эта акция по выявлению "нечестных" СМИ была запланирована как "чистое дело", но события приняли такой оборот, что деятельность Promaco начали называть "чистой воды провокацией".
Коротко о главном: с 6 по 20 февраля 2001 года Promaco намеренно распространяло в крупных российских СМИ пресс-релиз об открытии несуществующего магазина и вело переговоры с издателями о том, чтобы опубликовать (за определенную плату) этот материал без пометки "На правах рекламы". 13 известных газет "клюнули" и тем самым попали в черный список "дела о черном PR". Три издания честно рекомендовали напечатать материал в виде рекламы. Четыре попросили дополнительную информацию. И одно издание опубликовало информацию бесплатно! Но это был "Коммерсантъ-Клиент".
Отголоски этого события слышны до сих пор. Многие члены PR-сообщества поддержали Promaco, а вот представители СМИ явно обиделись. И это, наверное, мягко сказано.
Итак, факты налицо: в 2001 году о Promaco узнали многие, а разговоры о заказных статьях и "черном PR" наоборот несколько поутихли.
Возможно, рассказ о событиях PR-бизнеса в 2001 году стоило начать с Дней PR, которые проходили в этом году в пятый раз. Это мероприятие принято называть самым значимым в сфере PR, поскольку именно в его рамках проходят важные конкурсы, семинары и прочие мероприятия, а также подводятся итоги предыдущего года.
РАСО снова стала единственной PR-ассоциацией, имеющей статус организатора этого ежегодного события. АКОС воздержалась от участия в Днях PR, поскольку ее новый руководитель Сергей Михайлов убежден, что данное мероприятия пока не помогает решению главной задачи ассоциации - оказание операторам рынка реальной помощи в повседневных вопросах бизнеса.
Но все же организаторы старались, и поэтому "дни" растянулись в этом году на месяц. События происходили самые разные. В общей сложности состоялись 23 мероприятия.
В общем, проблемы обсуждались самые разнообразные, но отнюдь не новые. И самое грустное, слово "проблема" в данном контексте несет самое прямое значение. Проблем у российского PR достаточно.
В рамках Дней PR выбирали "Советника года" (в области культурных коммуникаций им стал писатель Виктор Пелевин, а в области PR - Елена Башкирова, президент Исследовательского центра РОМИР).
По-настоящему радостно был отмечен День политконсультанта в клубе "Петрович". Придумали и устроили этот праздник (по-другому вряд ли его назовешь) специалисты из агентства "ИМИДЖ-контакт". По словам организаторов, День политконсультанта должен выделяться среди "официально-содержательных" мероприятий Дней PR. Форма праздника помогла всем приглашенным расслабиться. Тем более что среди приглашенных были исключительно свои люди.
28-29 июня 2001 года в Санкт-Петербурге по инициативе Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) и Северо-Западного отделения РАСО был проведен международный форум The Baltic PR-Weekend. На два дня Петербург стал местом встречи лучших PR-специалистов из России Европы, а также стран Балтийского региона. В оргкомитет форума поступило более 500 заявок, в том числе из Германии, Дании, Латвии, Финляндии, Швеции, Эстонии, Бельгии, Венгрии.
В рамках форума состоялись заседания круглых столов, посвященные самым актуальным проблемам PR-бизнеса: "Принципы взаимодействия СМИ и PR-структур", "Общественное мнение: технологии манипулирования", "Government relations - современная практика". Практически все участники отметили высокий уровень организации, представительность участников и выразили общее мнение относительно того, что "Балтийский PR-Weekend" способен стать ежегодным международным форумом, предоставляющим возможность PR-профессионалам разных стран общаться друг с другом, обмениваться опытом и находить решения самых острых проблем современного коммуникационного бизнеса.
В 2001 году в Томске состоялся Первый Съезд специалистов по связям с общественностью Сибири и Дальнего Востока. Организатором этого двухдневного форума выступило Сибирское сообщество по связям с общественностью при поддержке администрации Томской области, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. На мероприятие собрались более 250 участников из крупных городов Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.
В резолюции были выделены направления дальнейшего развития PR-сообщества в регионах.
В конце апреля 2001 года в Красноярске впервые прошли Дни PR, которые были организованы Красноярской ассоциацией по связям с общественностью совместно с Консалтинговой группой "Треугольник". В мероприятиях приняли участие ведущие PR-практики страны, руководители специализированных изданий и PR-подразделений крупных отечественных компаний.
Центральным событием Дней PR в Москве уже по традиции стала церемония вручения IV национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный лучник".
На конкурс было представлено около 130 проектов в 15 номинациях. Самой жесткой была конкуренция в номинации "Лучший PR-проект" (59 проектов в этом году, 44 - в прошлом). Победителями стали три организации: Департамент по связям с общественностью Тюменской нефтяной компании, "Российский фонд помощи" и московское агентство "Корпорация "Я"".
Лучшей работой по теории PR была названа книга "Избирательные технологии: история, теория, практика" Сергея Лисовского и Владимира Евстафьева. В номинации "Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью" победила Сахалинская область.
Неожиданным для многих оказался выбор жюри в номинации "PR-персона года". Победителем в ней стал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.
По словам организаторов проекта, идея "PRобы" возникла из понимания необходимости популяризации профессии public relations, определения ее лидеров, придания общественного статуса пиаровским программам и разработкам. Цель конкурса - объединить PR-специалистов и представителей бизнеса, культуры, политики и социальной сферы, заинтересованных в развитии рынка PR-услуг.
В 2001 конкурс проводился во второй раз. Инициаторами проекта выступили Северо-Западное отделение РАСО, Лига журналистов Санкт-Петербурга, редакция журнала "PR-Диалог".
В конкурсе могут принять участие специалисты по связям с общественностью PR-агентств, PR-отделов государственных, коммерческих и общественных организаций.
В преддверии 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга организаторы добавили еще один специальный приз за "Проект к 300-летию города".
Итоги конкурса будут подведены в первой декаде декабря.
С августа по ноябрь 2001 года впервые на Урале проводился региональный профессиональный конкурс в сфере связей с общественностью. Его цель - выявить лучшие проекты, наиболее эффективные технологии, а также оказать содействие формированию института связей с общественностью в регионе.
3 декабря прошла церемония награждения. Несмотря на свою молодость, конкурс стал заметным событием в профессиональной жизни российских PR-специалистов. В нем приняли участие 80 проектов из Свердловской, Челябинской, Пермской, Тюменской, Курганской областей, а также из Уфы и Ижевска.
PR-персоной года был назван губернатор Тюменской области Сергей Собянин, человек с безусловно позитивной репутацией и последовательно работающий над своим имиджем.
Лучшим PR-менеджером стала Татьяна Варишкина (рекрутинговое агентство "Карьера-Юнион"). Также среди победителей - пресс-служба ГУИН по Свердловской области, екатеринбургский Центр подготовки руководителей, Шадринский автоагрегатный завод.
15 февраля состоялась вторая церемония награждения победителей Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный апельсин". Для студентов со всей России этот конкурс предоставляет возможность пообщаться с "монстрами" PR вживую. Этот конкурс не случайно имеет статус всероссийского - отборочные региональные туры прошли в 20 городах нашей страны (Санкт-Петербург, Пермь, Пенза, Казань, Нижний Новгород, Саратов, Томск, Новосибирск, Якутск, Тюмень, Чайковский и др.).
Члены жюри, среди которых следует отметить председателя РАСО Сергея Беленкова, очень серьезно относятся к этому конкурсу, поскольку он наглядно показывает состояние PR-образования в России, а также отображает реальную картину будущего PR-рынка. Члены жюри отметили, что уровень работ год от года растет, правда, чувствуется недостаток знаний и опыта в области политического консультирования.
В течение года было прислано 139 работ, 23 из которых вышли в финал.
В номинации "Лучший студенческий проект в социальной сфере" победителем стала Лариса Сингаевская, студентка учебно-консультационного центра Art& Image. Премией в номинации "Лучшая аналитическая работа в области PR" награждена студентка МГИМО (У) МИД РФ Полина Данилицкая, премии за "Лучший проект для коммерческого сектора" удостоен Андрей Филатов, студент МГУ.
В 2001 году конкурс проходил в три тура. Первый тур проводился в регионах, два последующих - в Москве. Третья церемония награждения победителей конкурса "Хрустальный апельсин" состоится в начале 2002 года в рамках Дней PR в Москве.
В 2001 году Исследовательским центром РОМИР проводился третий рейтинг российских PR-агентств. За время существования этого проекта у него не появилось серьезных конкурентов. Отличительной особенностью российского рейтинга от многих иностранных являются критерии оценки. В большинстве стран основной критерий рейтинга - годовой оборот. У нас деятельность агенств оценивается по нескольким параметров: уровень известности, развитость структуры, эффективность, результативность деятельности, авторитетность руководителя, технологичность, размер агентства, соблюдение этических норм.
На первом этапе в оценочный лист было включено 121 агентство (в прошлом году - 78). В ходе предварительного анкетирования было исключено 6 агентств, которые по ряду причин не могли участвовать в рейтинге. В результате в оценочном листе осталось 115 агентств из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ставрополя, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Казани, Ульяновска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска и Владивостока.
В ходе исследования выяснилось, что на 2001 год только политическим консультированием в России занимаются 4 агентства; услуги в области бизнес PR предоставляют 46 компаний. Остальные 65 агентств практически в равной степени оказывают услуги в обеих сферах.
На вопрос о размере годового оборота компании ответили руководители большинства агентств, приславших анкеты. Из 115 агентств на вопрос о доходах ответили 56 (86,2%). Годовой оборот 18% агентств составляет от 500 до 999 тыс. у.е., 14% - 1-3 млн., 25% - более 3 млн. у.е.
Список экспертного жюри формировался по предложениям руководителей самих агентств, каждому из которых предлагалось выбрать трех кандидатов в эксперты - сотрудника государственной службы, коммерческой структуры и представителя общественной организации.
Тройка лидеров в рейтинге PR-агентств (категория "бизнес PR"):
1-2. Михайлов и Партнеры
1-2. Imageland Edelman PR WW
3. Р.И.М.
Тройка лидеров в рейтинге PR-агентств (категория "политическое консультирование и выборные технологии"):
1. Фонд эффективной политики
2. ИМИДЖ-Контакт
3. НИККОЛО М
В 2001 году РАСО и Общественный комитет профессиональной сертификации в области связей с общественностью (ОКС) приступили к выдаче пиарщикам первых сертификатов. Уже сертифицированы 23 организации и 48 частных лиц.
Цели (задачи) сертификации:
- обеспечить соблюдение отраслевых норм и принципов, закрепленных в международных документах;
- создать условия для равноправной профессиональной деятельности;
- содействовать заказчику в выборе партнера.
Пока что характер процесса сертификации позволяет нам сделать следующий вывод: это довольно масштабное PR-мероприятие, ориентированное на внешнюю аудиторию и не в последнюю очередь - на органы государственной власти. PR-сообщество демонстрирует желание упорядочить собственную деятельность, не дожидаясь принудительного лицензирования со стороны государства. Впрочем, неизвестно, когда у него дойдут руки до пиарщиков. А если все-таки дойдут - очень вероятно, что критерии оценки будут совсем другими.
В сентябре 2001 года крупнейшая международная сеть независимых агентств по связям с общественностью Worldcom приняла решение о приеме в свои члены московское агентство "Корпорации "Я"". В настоящее время в Worldcom входит 94 партнерских агентства из 35 стран мира. Более 1000 PR-профессионалов обслуживают 1600 клиентов в Америке, Европе, Азии, Тихоокеанском регионе, Африке и на Ближнем Востоке. В 2000 году оборот сети превысил $170 млн.
Российское PR-агентство PRP Group в марте 2001 года официально стало аффилированным партнером крупнейшей в мире PR-сети Weber Shandwick Worldwide (WSW). Компания WSW была образована в конце прошлого года в результате слияния агентства Shandwick International и Weber Relations Worldwide. Годовой доход WSW составляет более $325 млн., штат компании насчитывает 3000 сотрудников, работающих в 23 странах мира.
В рамках Дней PR в Москве был презентован очень интересный и заслуживающий внимания проект "PR-библиотека". Его организаторами выступили "Международный пресс-клуб", Российская Центральная библиотека (РЦБ) и библиотека N 132 Центрального административного округа Москвы.
Книга остается одним из самых важных источников получения знаний и информации. И это несмотря на бурное развитие интернета. Теперь в Москве появилось место, куда можно прийти специально за знаниями в области PR и смежных областей. В библиотеке собраны издания на русском и английском языках, посвященные проблематике PR в России, и что немаловажно, за рубежом.
В 2001 году в PR-библиотеке прошли тематические семинары и тренинги. Этот проект также стал информационным спонсором российского отделения студенческой PR-организации CERP Students Russia.
оглавление |
Со-общение #12, декабрь 2001 |