Контекст 
 События 
 #12, декабрь 2001оглавление  


Катерина Медведева


редактор "Со-Общения", medvek@expert.ru

2001 год: факты и цифры

Отрасль сформирована. Рынок стабилен. Подводим итоги

Одно из главных событий 2001 года - юбилей российского PR, которому исполнилось 10 лет. Что такое 10 лет для новой отрасли бизнеса? Это период становления и развития. Нам уже есть что вспомнить и чем гордиться. За 10 лет наши пиарщики достигли больших успехов, и это особо отмечают иностранные специалисты. Уже вполне можно говорить о том, что российский PR-бизнес развивается самостоятельно, изредка оглядываясь на опыт "родителей".

2001 год был достаточно спокойным для PR-сообщества. Возможно, это является показателем стабильного роста, но существует также мнение о замедлении темпов развития PR в России. Нам это мнение представляется очень спорным. Появляются новые PR-агентства и как следствие - различные общественные организации, проводятся различные конкурсы. Выходят профессиональные журналы. Ведутся, в конце концов, избирательные кампании. В общем, PR-сообщество мыслит, действует, а значит - существует. В этом материале мы постарались отразить наиболее значимые для PR-отрасли события года.

10 лет РАСО

Вместе с российским PR отмечала свой юбилей первая общественная PR-организация - Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО). В этом году открылся еще один ее филиал - Северо-Западное отделение РАСО в Санкт-Петербурге.

На пресс-конференции, посвященной юбилею РАСО, были подведены некоторые итоги развития PR в России. Так, по словам генерального директора Центра политического консультирования "Никколо М" Игоря Минтусова, общий объем рынка услуг в области политического консультирования оценивается приблизительно в $300 млн долларов. При этом он отметил, что только половина от указанной цифры "осваивается" PR-агентствами, а вторая - остается в штабах кандидатов.

Управляющий партнер Агентства "Михайлов и Партнеры" Сергей Михайлов огласил данные по состоянию рынка бизнес-PR. Оборот в этой области приблизительно составляет $150 млн. Точные цифры, как обещают представители РАСО, должны появиться только через 2-3 года.

Еще одним важным событием в деятельности РАСО можно назвать принятие российского Кодекса профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью, в котором прописаны правила поведения с клиентами, принципы взаимоотношений со СМИ, а также отношение к собственной профессии. Кроме того, отдельные положения предусматривают ответственность за нарушение принципов и правил кодекса. По словам Вероники Моисеевой, вице-президента РАСО, "этот кодекс разрешит множество вопросов, которые возникают в отношении профессии public relations".

Медиасоюз

Вопросы этики занимали в этом году не только пиарщиков, но и журналистов. В России появилось еще одно объединение, силами которого планируется решать и этические, и законодательные вопросы. Презентация Медиасоюза - творческиго союза работников средств массовой информации - прошла в Москве в конце февраля. В этом объединении предусмотрено как индивидуальное членство, так и коллективное - средств массовой информации и региональных журналистских ассоциаций. Задачей этого сугубо добровольного объединения является решение конкретных проблем, стоящих перед российской журналистикой. Медиасоюз работает над тем, чтобы наладить равноправный диалог между СМИ, властными структурами и представителями бизнеса.

В рамках Медиасоюза появилось новое объединение работников сферы PR - Гильдия PR. Это одна из девяти профессиональных гильдий, входящих в состав этого союза. Гильдия PR включает в себя не только представителей PR-агентств, но и менеджеров по связям с общественностью корпораций и компаний, а также представителей отраслевых ВУЗов и журналистов. Деятельность Гильдии в основном направлена вовне - не столько на решение внутрикорпоративных проблем, сколько на оптимизацию профессионального взаимодействия, например, с журналистами.

Любопытно, что в инициативную группу по созданию еще одного объединения PR-специалистов вошло агентство Promаcо (см. следующую главку). Кроме этого, согласие участвовать в этом проекте в новой организации выразило московское агентство Pro-Vision Communications. Руководители РАСО и АКОС на первое заседание PR-гильдии приглашены не были.

Скандал

Проект, представленный агентством Promaco (теперь оно известно всем), прогремел как гром среди ясного неба. Скорее всего, "Дело о черном PR" станет самым запоминающимся событием 2001 года. Не удивлюсь, если специально для Promaco придумают новую номинацию "Prодвижение года" в каком-нибудь профессиональном конкурсе.

Буквально за неделю благодаря натиску информации из всех возможных источников название Promaco выучили наизусть даже дети. "Дело о черном PR" было "презентовано" на пресс-конференции 26 февраля. Изначально эта акция по выявлению "нечестных" СМИ была запланирована как "чистое дело", но события приняли такой оборот, что деятельность Promaco начали называть "чистой воды провокацией".

Коротко о главном: с 6 по 20 февраля 2001 года Promaco намеренно распространяло в крупных российских СМИ пресс-релиз об открытии несуществующего магазина и вело переговоры с издателями о том, чтобы опубликовать (за определенную плату) этот материал без пометки "На правах рекламы". 13 известных газет "клюнули" и тем самым попали в черный список "дела о черном PR". Три издания честно рекомендовали напечатать материал в виде рекламы. Четыре попросили дополнительную информацию. И одно издание опубликовало информацию бесплатно! Но это был "Коммерсантъ-Клиент".

Отголоски этого события слышны до сих пор. Многие члены PR-сообщества поддержали Promaco, а вот представители СМИ явно обиделись. И это, наверное, мягко сказано.

Итак, факты налицо: в 2001 году о Promaco узнали многие, а разговоры о заказных статьях и "черном PR" наоборот несколько поутихли.

Дни PR в Москве

Возможно, рассказ о событиях PR-бизнеса в 2001 году стоило начать с Дней PR, которые проходили в этом году в пятый раз. Это мероприятие принято называть самым значимым в сфере PR, поскольку именно в его рамках проходят важные конкурсы, семинары и прочие мероприятия, а также подводятся итоги предыдущего года.

РАСО снова стала единственной PR-ассоциацией, имеющей статус организатора этого ежегодного события. АКОС воздержалась от участия в Днях PR, поскольку ее новый руководитель Сергей Михайлов убежден, что данное мероприятия пока не помогает решению главной задачи ассоциации - оказание операторам рынка реальной помощи в повседневных вопросах бизнеса.

Но все же организаторы старались, и поэтому "дни" растянулись в этом году на месяц. События происходили самые разные. В общей сложности состоялись 23 мероприятия.

В общем, проблемы обсуждались самые разнообразные, но отнюдь не новые. И самое грустное, слово "проблема" в данном контексте несет самое прямое значение. Проблем у российского PR достаточно.

В рамках Дней PR выбирали "Советника года" (в области культурных коммуникаций им стал писатель Виктор Пелевин, а в области PR - Елена Башкирова, президент Исследовательского центра РОМИР).

По-настоящему радостно был отмечен День политконсультанта в клубе "Петрович". Придумали и устроили этот праздник (по-другому вряд ли его назовешь) специалисты из агентства "ИМИДЖ-контакт". По словам организаторов, День политконсультанта должен выделяться среди "официально-содержательных" мероприятий Дней PR. Форма праздника помогла всем приглашенным расслабиться. Тем более что среди приглашенных были исключительно свои люди.

Балтийский PR-Weekend

28-29 июня 2001 года в Санкт-Петербурге по инициативе Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) и Северо-Западного отделения РАСО был проведен международный форум The Baltic PR-Weekend. На два дня Петербург стал местом встречи лучших PR-специалистов из России Европы, а также стран Балтийского региона. В оргкомитет форума поступило более 500 заявок, в том числе из Германии, Дании, Латвии, Финляндии, Швеции, Эстонии, Бельгии, Венгрии.

В рамках форума состоялись заседания круглых столов, посвященные самым актуальным проблемам PR-бизнеса: "Принципы взаимодействия СМИ и PR-структур", "Общественное мнение: технологии манипулирования", "Government relations - современная практика". Практически все участники отметили высокий уровень организации, представительность участников и выразили общее мнение относительно того, что "Балтийский PR-Weekend" способен стать ежегодным международным форумом, предоставляющим возможность PR-профессионалам разных стран общаться друг с другом, обмениваться опытом и находить решения самых острых проблем современного коммуникационного бизнеса.

Дни PR в Томске

В 2001 году в Томске состоялся Первый Съезд специалистов по связям с общественностью Сибири и Дальнего Востока. Организатором этого двухдневного форума выступило Сибирское сообщество по связям с общественностью при поддержке администрации Томской области, Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. На мероприятие собрались более 250 участников из крупных городов Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга.

В резолюции были выделены направления дальнейшего развития PR-сообщества в регионах.

Дни PR в Красноярске

В конце апреля 2001 года в Красноярске впервые прошли Дни PR, которые были организованы Красноярской ассоциацией по связям с общественностью совместно с Консалтинговой группой "Треугольник". В мероприятиях приняли участие ведущие PR-практики страны, руководители специализированных изданий и PR-подразделений крупных отечественных компаний.

"Серебряный лучник"

Центральным событием Дней PR в Москве уже по традиции стала церемония вручения IV национальной премии в области развития связей с общественностью "Серебряный лучник".

На конкурс было представлено около 130 проектов в 15 номинациях. Самой жесткой была конкуренция в номинации "Лучший PR-проект" (59 проектов в этом году, 44 - в прошлом). Победителями стали три организации: Департамент по связям с общественностью Тюменской нефтяной компании, "Российский фонд помощи" и московское агентство "Корпорация "Я"".

Лучшей работой по теории PR была названа книга "Избирательные технологии: история, теория, практика" Сергея Лисовского и Владимира Евстафьева. В номинации "Регион, в котором эффективно развиваются связи с общественностью" победила Сахалинская область.

Неожиданным для многих оказался выбор жюри в номинации "PR-персона года". Победителем в ней стал министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу.

Питерская "PRоба"

По словам организаторов проекта, идея "PRобы" возникла из понимания необходимости популяризации профессии public relations, определения ее лидеров, придания общественного статуса пиаровским программам и разработкам. Цель конкурса - объединить PR-специалистов и представителей бизнеса, культуры, политики и социальной сферы, заинтересованных в развитии рынка PR-услуг.

В 2001 конкурс проводился во второй раз. Инициаторами проекта выступили Северо-Западное отделение РАСО, Лига журналистов Санкт-Петербурга, редакция журнала "PR-Диалог".

В конкурсе могут принять участие специалисты по связям с общественностью PR-агентств, PR-отделов государственных, коммерческих и общественных организаций.

В преддверии 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга организаторы добавили еще один специальный приз за "Проект к 300-летию города".

Итоги конкурса будут подведены в первой декаде декабря.

Уральское "Белое крыло"

С августа по ноябрь 2001 года впервые на Урале проводился региональный профессиональный конкурс в сфере связей с общественностью. Его цель - выявить лучшие проекты, наиболее эффективные технологии, а также оказать содействие формированию института связей с общественностью в регионе.

3 декабря прошла церемония награждения. Несмотря на свою молодость, конкурс стал заметным событием в профессиональной жизни российских PR-специалистов. В нем приняли участие 80 проектов из Свердловской, Челябинской, Пермской, Тюменской, Курганской областей, а также из Уфы и Ижевска.

PR-персоной года был назван губернатор Тюменской области Сергей Собянин, человек с безусловно позитивной репутацией и последовательно работающий над своим имиджем.

Лучшим PR-менеджером стала Татьяна Варишкина (рекрутинговое агентство "Карьера-Юнион"). Также среди победителей - пресс-служба ГУИН по Свердловской области, екатеринбургский Центр подготовки руководителей, Шадринский автоагрегатный завод.

"Хрустальный апельсин"

15 февраля состоялась вторая церемония награждения победителей Всероссийского конкурса студенческих работ в области развития связей с общественностью "Хрустальный апельсин". Для студентов со всей России этот конкурс предоставляет возможность пообщаться с "монстрами" PR вживую. Этот конкурс не случайно имеет статус всероссийского - отборочные региональные туры прошли в 20 городах нашей страны (Санкт-Петербург, Пермь, Пенза, Казань, Нижний Новгород, Саратов, Томск, Новосибирск, Якутск, Тюмень, Чайковский и др.).

Члены жюри, среди которых следует отметить председателя РАСО Сергея Беленкова, очень серьезно относятся к этому конкурсу, поскольку он наглядно показывает состояние PR-образования в России, а также отображает реальную картину будущего PR-рынка. Члены жюри отметили, что уровень работ год от года растет, правда, чувствуется недостаток знаний и опыта в области политического консультирования.

В течение года было прислано 139 работ, 23 из которых вышли в финал.

В номинации "Лучший студенческий проект в социальной сфере" победителем стала Лариса Сингаевская, студентка учебно-консультационного центра Art& Image. Премией в номинации "Лучшая аналитическая работа в области PR" награждена студентка МГИМО (У) МИД РФ Полина Данилицкая, премии за "Лучший проект для коммерческого сектора" удостоен Андрей Филатов, студент МГУ.

В 2001 году конкурс проходил в три тура. Первый тур проводился в регионах, два последующих - в Москве. Третья церемония награждения победителей конкурса "Хрустальный апельсин" состоится в начале 2002 года в рамках Дней PR в Москве.

Рейтинг РОМИРа

В 2001 году Исследовательским центром РОМИР проводился третий рейтинг российских PR-агентств. За время существования этого проекта у него не появилось серьезных конкурентов. Отличительной особенностью российского рейтинга от многих иностранных являются критерии оценки. В большинстве стран основной критерий рейтинга - годовой оборот. У нас деятельность агенств оценивается по нескольким параметров: уровень известности, развитость структуры, эффективность, результативность деятельности, авторитетность руководителя, технологичность, размер агентства, соблюдение этических норм.

На первом этапе в оценочный лист было включено 121 агентство (в прошлом году - 78). В ходе предварительного анкетирования было исключено 6 агентств, которые по ряду причин не могли участвовать в рейтинге. В результате в оценочном листе осталось 115 агентств из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ставрополя, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Казани, Ульяновска, Уфы, Челябинска, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Томска, Красноярска и Владивостока.

В ходе исследования выяснилось, что на 2001 год только политическим консультированием в России занимаются 4 агентства; услуги в области бизнес PR предоставляют 46 компаний. Остальные 65 агентств практически в равной степени оказывают услуги в обеих сферах.

На вопрос о размере годового оборота компании ответили руководители большинства агентств, приславших анкеты. Из 115 агентств на вопрос о доходах ответили 56 (86,2%). Годовой оборот 18% агентств составляет от 500 до 999 тыс. у.е., 14% - 1-3 млн., 25% - более 3 млн. у.е.

Список экспертного жюри формировался по предложениям руководителей самих агентств, каждому из которых предлагалось выбрать трех кандидатов в эксперты - сотрудника государственной службы, коммерческой структуры и представителя общественной организации.

Тройка лидеров в рейтинге PR-агентств (категория "бизнес PR"):
1-2. Михайлов и Партнеры
1-2. Imageland Edelman PR WW
3. Р.И.М.

Тройка лидеров в рейтинге PR-агентств (категория "политическое консультирование и выборные технологии"):
1. Фонд эффективной политики
2. ИМИДЖ-Контакт
3. НИККОЛО М

Сертификация

В 2001 году РАСО и Общественный комитет профессиональной сертификации в области связей с общественностью (ОКС) приступили к выдаче пиарщикам первых сертификатов. Уже сертифицированы 23 организации и 48 частных лиц.

Цели (задачи) сертификации:

- обеспечить соблюдение отраслевых норм и принципов, закрепленных в международных документах;

- создать условия для равноправной профессиональной деятельности;

- содействовать заказчику в выборе партнера.

Пока что характер процесса сертификации позволяет нам сделать следующий вывод: это довольно масштабное PR-мероприятие, ориентированное на внешнюю аудиторию и не в последнюю очередь - на органы государственной власти. PR-сообщество демонстрирует желание упорядочить собственную деятельность, не дожидаясь принудительного лицензирования со стороны государства. Впрочем, неизвестно, когда у него дойдут руки до пиарщиков. А если все-таки дойдут - очень вероятно, что критерии оценки будут совсем другими.

Аффилирование

В сентябре 2001 года крупнейшая международная сеть независимых агентств по связям с общественностью Worldcom приняла решение о приеме в свои члены московское агентство "Корпорации "Я"". В настоящее время в Worldcom входит 94 партнерских агентства из 35 стран мира. Более 1000 PR-профессионалов обслуживают 1600 клиентов в Америке, Европе, Азии, Тихоокеанском регионе, Африке и на Ближнем Востоке. В 2000 году оборот сети превысил $170 млн.

Российское PR-агентство PRP Group в марте 2001 года официально стало аффилированным партнером крупнейшей в мире PR-сети Weber Shandwick Worldwide (WSW). Компания WSW была образована в конце прошлого года в результате слияния агентства Shandwick International и Weber Relations Worldwide. Годовой доход WSW составляет более $325 млн., штат компании насчитывает 3000 сотрудников, работающих в 23 странах мира.

PR-библиотека

В рамках Дней PR в Москве был презентован очень интересный и заслуживающий внимания проект "PR-библиотека". Его организаторами выступили "Международный пресс-клуб", Российская Центральная библиотека (РЦБ) и библиотека N 132 Центрального административного округа Москвы.

Книга остается одним из самых важных источников получения знаний и информации. И это несмотря на бурное развитие интернета. Теперь в Москве появилось место, куда можно прийти специально за знаниями в области PR и смежных областей. В библиотеке собраны издания на русском и английском языках, посвященные проблематике PR в России, и что немаловажно, за рубежом.

В 2001 году в PR-библиотеке прошли тематические семинары и тренинги. Этот проект также стал информационным спонсором российского отделения студенческой PR-организации CERP Students Russia.

оглавление  
Со-общение #12, декабрь 2001
о репутациина главную присылайте свои ссылки


Hosted by uCoz